7 мая 2017 г.

Бэкап Linux сервера в облачные хранилища



Всем привет.

Пишу редко, да метко 8).

Решил написать тут о совершенно замечательной софтине для бэкапа данных на внешних облачных хранилищах (со свежей версией и не только на облачных).

Как обычно - это заметки для себя, при какой-нибудь переустановке удобно сюда заглянуть.

Что имеем. Небольшой домашний серверок на Fedora и необходимость бэкапить незатейливое количество файлов в виде фоток, документов и т. п. Есть желание хранить копию данных в облачном хранилище - у меня это Google Drive с объёмом примерно на 200 гигов.

В качестве решения для бэкапа используем - Rclone

Установка очень простая и описана вот на этой странице

https://rclone.org/install/

Просто забиваем в терминал команду за командой копируя и всё.

Для Fedora встала как надо, никаких особых манипуляций делать не пришлось
После установки набираем в терминале

rclone config

И попадаем в нехитрый интерфейс настройки.

Здесь хочу также сослаться на страницу настройки конкретного хранилища,
вот надо отдать должное разработчикам, они всё достаточно хорошо документировали.

https://rclone.org/drive/

Итак что здесь:

Жмём в самом начале N - New remote

И затем выбираем из списка своё хранилище

Далее, для не очень знающих английский

Google Application Client Id - leave blank normally. client_id> ТУТ ТУПО ЖМЕМ ЭНТЕР (оставляем дефолтные настройки) Google Application Client Secret - leave blank normally. client_secret> ТУТ ТОЖЕ ЖМЕМ ЭНТЕР (оставляем дефолтные настройки)
Remote config

Вот здесь ниже: вопрос о том, настраиваете ли вы конфигурации на сервере у которого
есть браузер или нет. У меня сервер без графической оболочки (GUI) поэтому я выбираю
N

Use auto config? * Say Y if not sure * Say N if you are working on a remote or headless machine or Y didn't work

При выборе N вам выведут в терминал строчку URL ссылки, которую вы копируете куда-нибудь (я работаю в терминале через SSH поэтому просто копирую к себе в браузер на
личном компе и всё), по ссылке открывается стандартный диалог Google в которой даю
приложению права (доступы) к диску (звучит страшно на самом деле все просто, пробуйте).
Взамен Google даёт мне токен, который я копирую назад в терминал, жму энтер и на этом конфигурация закончена.

(если кто тормознет на этом этапе дайте знать я еще раз пройду процесс и заскриную все что надо).

Итого что имеем:

1) Настроенную конфигурацию на сервере с доступом через API Гугл диска.

Далее, как все это чудо работает.

Во-первых синхронизация работает только в одну сторону.

Команды все расписаны на сайте, я практически использую только одну сейчас
(в других надобности нет, но изучить стоит)

Команда простая, запускаю я её от root

rclone sync --drive-use-trash --log-level DEBUG --log-file /home/1/log.txt /media/sdb1/myfiles togoogle:backup

Расшифрую:

--drive-use-trash (при удалении файла перемещать его в облачном хранилище в корзину, полезно)
--log-level DEBUG вести журнал событий (лог) в данном случае я сегодня подключал
новое хранилище флажок DEBUG означает что выводятся абсолютно все события, это удобно,
уровень логгирования можно регулировать, уровни подробностей вот такие есть

DEBUG|INFO|NOTICE|ERROR (вот тут все команды https://rclone.org/commands/rclone_config/)

--log-file /home/1/log.txt - ну тут всё просто в какой файл писать лог

/media/sdb1/myfiles - путь папки с файлами

togoogle:backup - вот здесь n - это название той конфигурации, которую я задал в самом начале, а backup - это папка
на облачном сервисе в которую и делается бэкап

В принципе, это всё. Я запускаю по крону - все это синхронизируется раз в сутки и всё.
Если файл удалён - то он в облачном хранилище перемещается в корзину (удобно).

Также, если кто не знает (а почему-то об этом мало кто знает) в Гугл диске, например, есть версионность, файлик можно и назад откатить с прошлой версии.

Я использую Rclone несколько месяцев - всё работает с гугловским хранилищем просто замечательно.

Бэкапить можно также сейчас и локально и на другие хранилища, вот полный список

  • Google Drive
  • Amazon S3
  • Openstack Swift / Rackspace cloud files / Memset Memstore
  • Dropbox
  • Google Cloud Storage
  • Amazon Drive
  • Microsoft OneDrive (пробовал - работает ОК, но синхронизирует медленно)
  • Hubic (пробовал - работает ОК, но тормоза из РФ, читайте ниже, но если захотите попробовать вот мой промокод в качестве спасибо от вас FXPEMN)
  • Backblaze B2
  • Yandex Disk (пробовал - работает ОК, но.. с нюансами см ниже)
  • SFTP
  • The local filesystem
 
Чтобы 2 раза не вставать, отдельно напишу про облачные хранилища.

Самый дешевый в РФ сейчас - это Яндекс, 1 TB за 200 рублей в месяц (а при покупке на год за 166 рублей в пересчете на месяц) - это просто подарок какой-то!. На втором месте - это майкрософтовский пакет офис 365 (не морщитесь, это реально так) за сумму в районе 350 с копейками рублей вы получаете 5 лицензий на офис плюс на каждую из 5 лицензий - 1 ТБ хранилище (то есть итого 5 аккаунтов по 1 тб в каждом). Обратная картинка этой халявы - хранилище очень тормозное, можете подключить халявный план и попробовать. Опять же, если вам некуда торопиться, то вполне ОК и если вам надо, например, 2 ТБ их можно разбить на отдельные конфигурации и бэкапить в 2 аккаунта.

У Гугла 1 ТБ стоит сейчас 699 рублей, я считаю - что сейчас это дорого.

По Яндексу вот какой расклад - я тестировал, работает неплохо, но почему-то не всегда устойчиво (скорость загрузки плавала), пробуйте перед покупкой на халявном хранилище. Провайдеры у всех разные, да и тестировал я несколько месяцев назад.

 Очень интересным предложением выглядит https://hubic.com/ - где 10 ТБ можно приобрести за 5 евро в месяц, но скорость мне не понравилась, опять же это всё субъективно. У всех разные провайдеры, да и времени уже прилично прошло. Пробуйте с халявным 25 гиговым тарифом, кстати, вот мой реферальный код,  FXPEMN - при регистрации его вбейте и первым 5-и зарегистрировавшимся должны дать +5 гигов нахаляву. Жаль что у них нет 1 ТБ хранилищ.

Аналогично, стоит попробовать Amazon Drive - тут за 60 баксов в год дают типа безлимит. Не пробовал, но стоит.

Вот как-то так.

Теперь еще раз для маньяков по шифрованию и безопасности личных данных - вот тут такая опция есть
https://rclone.org/crypt/

я не пробовал, пока руки не дошли, попробуйте и отпишитесь в каментах 8).

Также для целей бэкапа в облачные хранилища можно попробовать вот такой опенсорсный софт https://www.duplicati.com/ я его пробовал, в версии для Windows, но еще в старой версии, тогда все работало достаточно неплохо. В версии 2-x пока не пробовал.

Всем хорошего бэкапа, котаны!). Делайте бэкапы почаще - это спасает и деньги и ваши нервные клетки!)

Комментариев нет: